Советы по шелкографии: натягиваем сетку на раму

Натяжение сетки в шелкографии

На раму для шелкографии сетку нужно натягивать с максимальным усилием, которое было бы близко к величине текучести материала, из которого изготовлена сетка. Если натянуть недостаточно сильно, то в время трафаретной печати могут исказиться линейные размеры изображения, а контуры отдельных цветов при многокрасочной печати не совпадут. Особенно это важно при создании трафаретов для растровой цветной печати, где изменять размер растровой точки недопустимо. Потому что любое отклонение приводит к изменениям в цветовой гамме. Закрепить сетку на раме для трафарета можно, пользуясь несколькими различными способами.

Натяжка вручную с использованием степлера

Это достаточно быстрый и простой способ. Потребуется только электрический или механический скобосшиватель — степлер. В общем виде процесс выглядит так: по углам рамы скобами закрепляется тесьма, по ней натягивается сетка и по периметру закрепляется скобами, лишняя ткань обрезается ножом, а равномерность натяжения проверяется стряхиванием.

Однако существует два варианта подобного крепления:

  1. Сетка удерживается руками, используя при этом специальные щипцы, сразу натягивается — и забиваются скобы. При выкраивании ткани нужно рассчитать так, чтобы щипцами можно было плотно схватить края. Если сетку необходимо экономить, можно пришить по краям 5-10 сантиметровые в толщину полоски другой прочной ткани — и тогда щипцы будут держать именно их. Что, кстати, снижает риск порвать саму сетку.
  2. Ткань растягивают предварительно, пользуясь любым растягивающим устройством, и только потом, уже никуда не торопясь, закрепляют. Ширина интервалов между скобами зависит от того, насколько сильно нужно натянуть сетку и насколько сложным планируется рисунок. Если необходимо сильное натяжение, скобы забиваются под углом к раме.

Натяжение вручную при помощи реек

Если скобосшивателя нет, в роли фиксаторов выступают мелкие гвозди и деревянные рейки (сечение пять на десять миллиметров). Рама изготавливается заранее, по всему периметру для реек делаются специальные пазы глубиной около пяти с половиной миллиметров, шириной одиннадцать миллиметров. Для самих реек нужна мягкая древесина, которая не скалывается, когда гвозди располагаются слишком близко друг к другу.

Перед тем, как забивать рейки, сетку надо с небольшим усилием закрепить в каком-нибудь растягивающем устройстве. При этом не нужна максимальная нагрузка, потому что при забивании рейки в пазы натяжение дополнительно увеличивается. Гвозди предварительно загоняются в рейки, которые размещаются над пазами. Затем гвозди постепенно забивают молотком, погружая рейки в пазы. С помощью этого метода можно с достаточно сильным натяжением и в то же время равномерно закрепить сетку на раме: она удерживается и гвоздями, и силой трения при изгибе ткани в пазах.

Электромеханические приспособления

В том случае, если печать триадная и требуется несколько больших рам, имеющих одинаковое натяжение сетки для шелкографии, для натяжки применяют станок с электромеханическим приводом. Все рамы сразу размещаются в станке, а края сеток зажимаются фиксаторами.

Пневматические приспособления

Наиболее удобны при массовом производстве трафаретов. Состоят из стандартных зажимов, не зависимых друг от друга. Оснащение каждого зажима составляет отдельный пневматический цилиндр, на время натяжки сита присоединяемый к компрессору. Давление в цилиндре увеличивается – и соответственно держатели зажимают полотно сильнее. Это подходит для натяжки нейлоновых, полиэфирных и металлизированных полотен, металлических сеток.

Самонатягивающиеся рамы

Существуют рамы, снабженные дополнительными приспособлениями, позволяющими не прибегать к помощи натягивающих устройств. Сетку закрепляют, не пользуясь клеем, в специальных пазах, где она удерживается при помощи сдвоенных нейлоновых или гибких алюминиевых стержней. Эти стержни во время натяжения смещаются, упираясь в стенки пазов, так что заклинивающий фактор возрастает.

Существуют также вращающиеся рамы, сделанные из массивных труб и уголков. Трубы поворачиваются с помощью гаечного ключа — но только в одну сторону. Когда накладывается сетка, ее края заворачивают вокруг труб и фиксируют прутками в пазах. В центре сетки помещается измеритель натяжения. Затем трубы начинают с помощью ключа поочередно вращать вовнутрь.

Контроль натяжения сетки на раму

Нельзя натянуть сетку на трафаретную раму «чуть сильнее» или «чуть слабее». Иначе в технологическом цикле создания трафарета неизбежны проблемы, которые приведут к браку во время печати. Если у рисунка изменяются линейные размеры и не совмещаются цвета, это свидетельствует о разнице напряжения в натяжении сеток.

Тензометр для контроля натяжения сетки

Для контроля натяжения сетки пользуются специальным прибором тензометром, который определяет величину в ньютонах на сантиметр. Между двумя неподвижными опорами находится выдвижной шток. В зависимости от степени натяжения сетки он с разной силой прогибает ее поверхность, а система рычагов выводит на циферблат полученное значение. Если установить тензометр на стекло, стрелка дойдет до максимального значения шкалы. Регулировать отклонения в работе тензометра помогает специальный калибровочный винт.

В процессе измерения тензометр устанавливается посередине сетки, чтобы расстояние до краев рамы со всех сторон было одинаковым. Затем сетка натягивается до тех пор, пока циферблат не выдаст необходимые значения. Во избежание искажений в показаниях, раму располагают горизонтально, а минимальное расстояние от прибора до края – десять сантиметров.

Рекомендуемые показатели натяжения сетки

  • До 6 – ручная печать, печать по текстилю,
  • 10-12 – многоцветная, одноцветная печать, которая не требует точного совмещения контуров,
  • 8-20 – общие графические работы,
  • 15-25 – высокоточные печатные изделия (шкалы измерительных приборов, печатные схемы для радиоэлектроники), полутоновые многокрасочные печатные изделия.

В процесс печати трафарет должен быть эластичным, так что натяжение должно быть не максимальным. Но важно помнить, что натяжение уменьшается, когда трафарет используется для печати длительное время.

Причины потери натяжения сетки

  1. Если деревянная или металлическая рама недостаточно жесткая (особенно если она при этом большая), стороны могут прогибаться к середине. От этого натяжение падает.
  2. Если ткань плохо закреплена в зажимах натяжного устройства. Требуется, чтобы рама фиксировалась в натяжном устройстве относительно зажимов на одинаковом уровне – это и ткани позволит равномерно распределиться по периметру во время приклеивания.
  3. От сильных и резких колебаний температуры воздуха в помещении, где проводится натяжение.
  4. Если не соблюдено время выдержки между началом склеивания и окончанием натяжения сита.

Профессионалы с опытом работы знают, как добиться качественного натяжения. Небольшие печатные мастерские используют не так много номеров сетчатых полотен. Когда печатаются изображения, не сопряженные с цветоделением, вполне допустим приблизительный и ручной контроль за натяжением.  У фирм с широким ассортиментом увеличивается количество категорий и номеров сеток. И здесь одного только профессионального чутья уже недостаточно. Для оптимального натяжения к сетчатому полотну нужно приложить максимальное усилие, которое определяется толщиной нитей и их частотой. То есть, сетка одного номера, но разных категорий требует совершено разных усилий. А трафаретная печать на ткани машинным способом требует точного соблюдения необходимых показателей.